«Бизнес-Рост» - сопровождение бизнеса,  легальное уменьшение налогов, ликвидация фирм и предприятий.

Адвокатско – Аудиторское Объединение «Бизнес – Рост»

Мой размер: как выбрать стартап для инвестирования

Мой размер: как выбрать стартап для инвестирования

В чем секрет метода «примерки на себя». 5 шагов к успешному вложению средств.

В Украине – бум стартапов: едва ли не каждый день в сети появляется информация о новом проекте с хорошей идеей. Вместе с ними растет и количество бизнес-ангелов и фондов, которые готовы вкладывать средства в перспективные проекты для дальнейшего получения выгоды: кто знает, за кем скрывается следующий Facebook или местная звезда Looksery? Но как определить, что понравившийся проект именно «тот»? У Алексея Витченко, CEO инвестиционной компании Digital Future, есть своя стратегия.

Три процента – это максимум из того, что отбирают инвесторы из всех стартаперских проектов. Из около 500 заявок, поступивших к Digital Future, лишь 10-15 попали в наш шорт-лист. И это довольно много. Инвестфонд AVentures озвучивал цифру 0,5-0,7%, остальные 99,5% отсеиваются.

Однако даже такой тщательный отсев не гарантирует того, что выбранные проекты будут успешными. А отбракованные – провалятся. Достаточно вспомнить историю с Facebook (еще одна соцсеть) или Google (еще один поисковик).

И все-таки: как найти проект, который «выстрелит»? Вообще-то с этим вопросом мы пришли в инвестиционный бизнес. Еще до запуска Digital Future мы вложились в два очень известных венчурных фонда, и захотели понять, как устроена стартаперская экосистема. А для того чтобы понять, нужно самим погрузиться в нее. Плюс мы хотели получить новые идеи и технологии.

За год работы мы уже наработали экспертизу, которой хотелось бы поделиться и дать свой ответ на вопрос, как найти успешный проект? Я сфокусируюсь не на стандартных шагах, вроде «смотреть на опыт команды» и «оценивать traction», а расскажу о нашей внутренней кухне.

  • «Примерка». Мы «примеряем» стартапы на свой бизнес. Звучит странно, но для нас – логично, поскольку мы даем smart-money, то есть обеспечиваем «биздев» (от англ. business development), маркетинговую поддержку и пр. Следовательно, беремся за проекты, в которых сами разбираемся: digital, e-commerce, gaming, software. Готовы выкупать интересные проекты и интегрировать их в наш бизнес. У нас самих уже есть свои внутренние стартапы.
  • Глобальность. Парадокс, но нам понятнее, как продвигать в Америке и Англии, чем в Украине. Например, нам априори ясно, что низкая цена – не то преимущество, которым привлечешь клиента на рынке, если он разогрет до «красна». Тем не менее, к нам обращались ребята, собиравшиеся конкурировать за счет низкой цены в «побагровевшем» (перегретом) сегменте gaming.

Кроме того, отечественный рынок еще очень мал по сравнению с западными. Но если кто-то считает, что для освоения западных рынков придется эмигрировать, то наш опыт это опровергает: находясь в Украине, мы работаем с глобальными рынками. В конце концов, кто, если не мы, будет развивать бизнес в нашей стране?
 

  • Партнерство. Если заявка кажется интересной, но нашей экспертизы не хватает, привлекаем других инвесторов. Кстати, у нас уже есть один проект в рамках инвестиционного синдиката.

У нас есть идея создать сообщество IT-бизнесменов – IT-клуб для ведущих игроков отрасли. Я не разделяю мнения, будто инвесторы жестко конкурируют за стартапы. Мне ближе позиция Евгения Сысоева, который говорит о том, что рынок – достаточно большой и сегментированный, поэтому интересы венчурных инвесторов почти не пересекаются.
 

  • Стадии. На ранней, предпосевной и посевной стадии инвестор гадает по принципу «верю/не верю». Поэтому мы почти не работаем с проектами на ранней стадии. Хотя все заявки, которые к нам поступают, мы обрабатываем. Даже с самыми странными идеями (наверное, у каждого инвестора есть истории о стартаперах, которые пришли к нему со свежей идеей о том, как покорить вселенную).


На поздних этапах уже можно увидеть, во сколько обойдется маркетинг, привлечение клиента; какой будет LTV (life time value, то есть сколько денег принесет клиент за свою жизнь с вашим продуктом или сервисом); какова динамика; куда движется рынок; как стартап планирует тратить деньги; какой у него финплан. Ведь на ранних этапах можно нарисовать какой угодно план и выстроить самую смелую стратегию, ни в чем себе не отказывая.
 

  • Преимущества. Есть такая штука, которую мы называем unfair adventages (конкурентное преимущество). Например, вы запускаете стартап, и у вас уже есть медиаресурс, который позволит не тратиться на маркетинг, а запустить аудиторию с вашего медиаресурса. Это дает возможность быстро протестить свой проект.


Если смотреть с точки зрения инвестора, то для него таким unfair adventage может быть наличие в штате специалистов, у которых опыт релевантен тому стартапу, который будет запускаться.

Помимо этих пяти опорных пунктов, можно выделить еще столько же, если не больше. И добавить к ним чутье, иными словами, интуицию. Это как раз те знания, которые сложно вербализировать – ведь это ваш личный опыт, апробированный вашими пробами и вашими ошибками. Но именно интуиция порой перевешивает все многочисленные метрики и самые строгие критерии, и благодаря ей вы понимаете: да, этот стартап – как раз тот самый, значит, надо брать! Точнее так – примерять.

Источник: forbes.net.ua



Подписывайтесь на наш канал «Бизнес-Рост Деньги+» в Telegram.

200
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...