«Бизнес-Рост» - сопровождение бизнеса,  легальное уменьшение налогов, ликвидация фирм и предприятий.

Адвокатско – Аудиторское Объединение «Бизнес – Рост»

Новости о профиците платежного баланса: есть ли повод для оптимизма?

Новости о профиците платежного баланса: есть ли повод для оптимизма?

НБУ заявил о сведении платежного баланса с профицитом по итогам 2015 года (впервые с 2010 г.)  в сумме 849 млн. дол. Казалось бы, хорошая новость, ведь позитивный платежный баланс – залог снижения рисков девальвации национальной валюты. Однако, к сожалению, пока радоваться рано. Ведь источники профицита платежного баланса – улучшения по счету текущих операций и по финансовому счету- противоречивы и ненадежны. 

Дефицит счета текущих операций сократился в 2015 г.   до 0,2 млрд. дол. ( с 4,6 млрд. дол.  В 2014 г.). Это произошло на фоне обвала экспорта на 30,5%,  падения  промышленности(на 13,4%)и сельского хозяйства. Основной причиной сокращения дефицита счета текущих операций стало то, что импорт в 2015 г. падал еще быстрее экспорта.   Девальвация, углубляющийся экономический кризис, падение реальных доходов и повышение тарифов снижало энергетический  импорт  (в первую очередь,   газ для промышленности и населения ) и угнетало потребительский и  инвестиционный импорт (машины и оборудование, поставки которых свелись к минимуму). Иначе говоря, сегодняшняя цена улучшений по счету текущих операций- это  падение экономики, остановка инвестиционной деятельности, снижение потребления населением.

Вывод: улучшение счета текущих операций произошло из-за обвальной девальвации гривны[1] и углубляющегося экономического кризиса, а не усилий по наращиванию экспорта, поэтому радоваться здесь нечему, и заслуги Нацбанка в этом нет.

Финансовый счет в 2015 г . стал положительным (+ 0,5 млрд. дол. против его дефицита в 9,1 млрд. дол. годом ранее).  Основных причин две. Во-первых,  по статистике в 2015 г. в страну пришло 3,1 млрд. дол. прямых иностранных инвестиций .  Это победа в инвестиционном климате? К сожалению., нет. Ведь  львиная доля этих ПИИ (76%) пришлась на рекапитализацию банков с иностранным капиталом,  и появилась, главным образом за счет перерегистрации задолженности, ранее выданной материнской структурой, в уставной капитала банка. Иными словами, прихода новых ("живых" ) денег, необходимых для развития экономики,  при таких ПИИ нет.

Во-вторых, профицит по финансовому счету во многом связан с наращиванием внешней задолженности по кредитам. Украина набрала кредитов от международных финансовых организаций.  Чистая задолженность сектора госуправления выросла на 3,1 млрд. дол. (в 2014 г. – на 3,3 млрд. дол.).  В частности, правительство привлекло 1 млрд. дол. от ВБ, 1 млрд. под гарантии США, 0,9 млрд. от ЕС и т.д. Об эффективности использования этих кредитов пока говорится мало. Хотя слышны нарекания международных кредиторов о том, что "выборка", то есть использование средств, идет низкими темпами из-за плохой организации процесса.  В то же время очевидно, что за  2015 год  укрепилось внешнее управление Украиной со стороны  МФО, а зависимость от МВФ и денег западных партнёров стала намного сильнее.

В то же время, чистая задолженность частного сектора (банков и корпораций) продолжала сокращаться – на 4,1 млрд. дол. В 2015 г. ( и на 12,8 млрд. в 2014 г.).  Частный сектор экономики в полной мере ощутил на себе влияние кризиса и отсутствие доступного кредитования. Из-за суверенного дефолта, через который по сути  дважды за год прошла Украина, внешние рынки коммерческих заимствований оказались практически полностью закрытыми для частного сектора (roll-over по кредитам корпораций составил только  21% (!) за 11 мес. 2015 г). Это   лишило  их ресурсов  развития и повысило риски банкротства. Таким образом,  улучшение финансового счета далось дорогой ценой. Суверенный дефолт на несколько лет закрыл рынок коммерческих внешних займов для государства и значительно осложнил выход на него украинских предприятий и банков.

Во и получается, что  нынешнее улучшение состояния платежного баланса связано с кризисным состоянием экономики. Здесь нет повода для гордости "успехами" правительства или НБУ. Скорее наоборот.  Профицит платежного баланса  хрупок и не устойчив.   Без про-активной поддержки экспортеров со стороны государства  в 2016 году экспорт продолжит  падать с учетом снижения цен на основные продукты украинского сырьевого экспорта (зерновые, железная руда, сталь). Новые ПИИ вряд ли придут на фоне слабых результатов борьбы с коррупцией и постоянных политических раздоров внутри власти. Внешние коммерческие рынки капитала будут оставаться закрытыми. Это понимают и в Нацбанке, прогнозируя расширение дефицита счета текущих операций в 2016 г. в  до 2,5 млрд. дол., т.е. в 12,5 раз. В 2016 г. давление на платежный баланс усилится ( в частности на баланс внешней торговли),  соответственно ,  усилится давление на гривну и девальвационные ожидания. Это стало очевидным уже с начала года, когда  только за один январь гривна девальвировала более чем на 10%.    Экономика ждет не хвалебных самооценок, а скоординированных действий правительства и НБУ. Дождется ли?..

[1] В 2015 г. курс гривы по отношению к доллару снизился с 15,77 до 24,00 грн/дол или на 52,2%, с начала 2014 г. – в три раза.

Источник: segodnya.ua



Подписывайтесь на наш канал «Бизнес-Рост Деньги+» в Telegram.

191
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...