«Бизнес-Рост» - сопровождение бизнеса,  легальное уменьшение налогов, ликвидация фирм и предприятий.

Адвокатско – Аудиторское Объединение «Бизнес – Рост»

О размещении товаров в таможенный режим реэкспорта

О размещении товаров в таможенный режим реэкспорта

Субъекты хозяйственной деятельности иногда сталкиваются с необходимостью возврата нерезиденту ранее импортированных товаров. Как правило, подобные операции связаны либо с неисполнением, либо с ненадлежащим исполнением сторонами условий внешнеэкономических договоров. Именно для подобных случаев действующим законодательством Украины предусмотрен таможенный режим реэкспорта.

Правовые основания операций по реэкспорту товаров

1. Определение реэкспорта дано в Таможенном кодексе Украины (ст. 85 п.

1). Под данным понятием подразумевается специальный таможенный режим, согласно которому производится вывоз ранее ввезенных товаров на:

  •  либо таможенную территорию Украины;
  • либо территорию свободной таможенной зоны.

Важно: вывоз этих товаров осуществляется без взимания вывозной пошлины, меры нетарифного регулирования ВЭД при реэкспорте не применяются!

2. В ст. 86 ТКУ (ч. 1 п. 5) предусмотрены возможные основания возврата товара, это:

  • Неисполнение либо ненадлежащее исполнение условий сторонами внешнеэкономического контракта.
  • Наличие прочих обстоятельств, препятствующих его исполнению.

В любом случае, обязательными условиями операции являются:

  • Товары должны быть вывезены не позднее 6 месяцев с момента их размещения в таможенный режим импорта.Их состояние должно соответствовать
  • тому, в котором они были ввезены. Исключение – естественные изменение качественных (количественных) характеристик при соблюдении условий транспортировки (хранения).·       
  • Прочие случаи, предусмотренные в ст. 86 (ч. 2) ТКУ.

3. Реэкспорт товаров осуществляется непосредственно их импортером, либо его правопреемником (ТКУ, ст. 87, ч. 5).

4. Если иное не предусмотрено в законодательстве, декларирование товаров производится в любом таможенном органе (ТКУ, ст. 87, ч. 7).

5. Документы, необходимые для предоставления таможенному органу при размещении товаров в режим реэкспорта (ст. 86 ТКУ, ч. 4):

  •  документация на сами товары;
  •  сведения, необходимые для осуществления идентификации вывозимых товаров;
  •  Для отдельных случаев (устанавливаются законодательством) – разрешительные документы на реэкспорт именно данного вида товаров.

Пошлина на импорт, уплаченная при ввозе, подлежит возврату

 1. Право на возмещение из бюджета для лица (его правопреемника), разместившего товары в режим реэкспорта, сумм таможенных платежей, уплаченных при импорте, предусмотрено ТКУ (ст. 301, ч. 5).
2. Порядок такого возмещения регламентируется ТКУ (ст. 89).
3. Для получения возмещения по суммам уплаченных таможенных платежей импортеру необходимо подать в таможенный орган соответствующее заявление. Срок подачи такого заявления – не позднее 1-го года с момента возникновения обстоятельств, которые повлекли за собою необходимость возврата уплаченных таможенных платежей (ТКУ, ст. 301 ч. 6).

НДС: налоговые последствия при реэкспорте

Для реэкспорта действующее законодательство предусмотрело два варианта ставки обложения:

1. Использование нулевой ставки (НКУ, ст. 195, п. 195.1, п.п. 195.1.1 «б») – при возврате товара нерезиденту.
2. Освобождение от обложения (НКУ, ст. 206, п. 206.5) – для прочих случаев.

Получается, что правом на использование налогового кредита (НДС, уплаченный при импорте) могут воспользоваться лишь плательщики, возвратившие товар непосредственно поставщику (нерезиденту).

Все остальные операции по реэкспорту освобождаются от обложения. По мнению фискалов (письмо 16178/10/26-1515-09 от 26. 10. 2015), такой налогоплательщик обязан начислить обязательства в периоде, в котором был осуществлен вывоз. При этом базой налогообложения служит цена приобретения товаров.

О праве плательщика воспользоваться налоговым кредитом по НДС, ранее уплаченным при осуществлении импорта товаров таможенному органу

Разберем ситуацию: плательщик НДС при ввозе товара заплатил НДС таможенному органу, затем отнес эту сумму к составу налогового кредита (основанием послужила таможенная декларация).

После того, как товар был возвращен нерезиденту, у фискалов возникли вопросы по поводу правомерности использования плательщиком права на налоговый кредит. Они ссылаются на НКУ (ст. 192), где говорится о том, что уплаченные ранее суммы не подлежат перерасчету и компенсации.

Доводы для опровержения утверждения фискалов:

1.  Право на налоговый кредит налогоплательщик получает вне зависимости от следующих обстоятельств:

  • Использовались ли товары в облагаемых операциях в отчетном периоде.
  • Фактического осуществления прочих налогооблагаемых операций в отчетном периоде.

2.  Плательщик налога к составу налогового кредита имеет право относить суммы НДС, которые были уплачены таможенному органу из расчета таможенной стоимости товара.
3.  Действующее законодательство не предусматривает каких-либо корректировок налогового кредита при возврате товара нерезиденту.
4.  На сегодняшний день основания для начисления обязательств (согласно ст. 198 п. 5 НКУ) при реэкспорте товара отсутствуют: ранее здесь содержалось необходимое условие использования товаров в хозяйственной деятельности. Ранее фискалы занимали позицию, что возврат товара не является хозяйственной операцией. Тот же факт, что налогоплательщик фактически уже заплатит эти суммы бюджету, не получая при этом никакой компенсации, нисколько их не смущал.

Несмотря на то, что право в Украине не прецедентное, радует факт сложившейся судебной практики в пользу налогоплательщиков. Так, в своем определении К/800/41405/13 от 7 августа 2014 г. ВАСУ, после того, как был рассмотрен подобный вопрос, высказался в том смысле, что налогоплательщик правомерно включил сумму НДС, уплаченного таможенному органу, в состав налогового кредита.



Подписывайтесь на наш канал «Бизнес-Рост Деньги+» в Telegram.

250
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...