«Бизнес-Рост» - сопровождение бизнеса,  легальное уменьшение налогов, ликвидация фирм и предприятий.

Адвокатско – Аудиторское Объединение «Бизнес – Рост»

Последствия ратификации Протокола к Конвенции об обмене налоговой информацией

Последствия ратификации Протокола к Конвенции об обмене налоговой информацией

Какие следствия повлечет ратификация протокола для украинского бизнеса?

Для начала нужно отметить, что Конвенция об административной помощи в налоговых делах (далее — Конвенция) не используется активно налоговыми органами для получения налоговой информации о доходах, получаемых ее резидентами за рубежом.

В то же время возможность получения налоговой информации из Украины и взыскание налогового долга в связи с неуплатой налогов предусмотрено непосредственно в Налоговом кодексе Украины (ст. 104 — 108). Данные статьи детализируют порядок предоставления помощи по взысканию налогового долга по запросу иностранного государства налоговыми органами Украины, а также осуществляют мероприятия по взысканию налогового долга.

Но Налоговый кодекс Украины не имеет отдельных положений, которые бы урегулировали порядок направления запросов в налоговые органы иностранных государств о получении информации и взыскании налогового долга относительно доходов, налог с которых должен был быть уплачен в Украине.

Изменения, внесенные Протоколом о внесении изменений и дополнений в Конвенцию о взаимной административной помощи в налоговых делах, ратифицированный Украиной 11.01.2013 г., направлены на защиту плательщиков налогов, их конфиденциальной информации и определение границ предоставления налоговой помощи иностранному государству.

Согласно новой редакции положения Конвенции не могут негативно влиять на те права и гарантии, которые предусмотрены в законодательстве для плательщиков налогов государством, которое просит предоставить информацию или взыскать налоговый долг.

Положения Конвенции не обязывают государство, которому направлен запрос (ч. 2 ст. 21 Конвенции):

a) осуществлять мероприятия вопреки ее законодательству или административной практике, или законодательству или административной практике государства, которое направляет запрос;

b) осуществлять мероприятия, нарушающие общественный порядок;

c) предоставлять информацию, которая не может быть получена в соответствии с ее законодательством или административной практикой либо согласно законодательству или административной практике государства, которое направляет запрос;

d) предоставлять информацию, которая раскрывает любую торговую, промышленную, коммерческую или профессиональную тайну, торговый процесс или информацию, разглашение которых может нарушать общественный порядок;

e) предоставлять административную помощь, если это противоречит налогообложению в государстве, которое направляет запрос, или положениям любой конвенции об избежании двойного налогообложения или любой другой конвенции, заключенной между такими государствами;

f) предоставлять административную помощь, если это ставит в худшие условия гражданина запрашиваемого государства по сравнению с гражданином государства, которое запрашивает, если такие граждане находятся в равных условиях;

g) предоставлять административную помощь, если запрашивающее государство не приняло всех обоснованных мер в соответствии с ее законодательством или административной практикой, за исключением случая, когда принятие таких мер приводит к чрезмерным трудностям;

h) предоставлять административную помощь по взысканию в тех случаях, когда административная нагрузка для того государства является явно чрезмерной по сравнению с выгодой, которую получит запрашивающее государство.

Однако запрашиваемое государство не может отказать в предоставлении информации только на основании того, что оно не имеет внутригосударственного интереса в такой информации или лишь потому, что информацией владеет только банк, другое финансовое учреждение, представитель (агент) или такая информация касается права собственности лица. При поступлении запроса от другого государства запрашиваемое государство должно собрать информацию с целью получения запрашиваемой информации.

Вышеуказанные положения ст. 21 Конвенции ограничивают возможность налоговых (таможенных) органов в отношении получения информации от иностранного государства, если, запрашивая какую-либо информацию, налоговые (таможенные) органы превышают свои полномочия или такой запрос противоречит законодательству как запрашиваемого государства, так и Украины. В таком случае государство, получившее запрос, может отказать в предоставлении информации / взыскании долга на основании ст. 21 Конвенции.

Также существенные изменения касаются защиты и сохранения тайны о полученной информации.

Любая информация, полученная стороной, согласно Конвенции является «тайной» и такая информация подлежит защите так же, как любая другая конфиденциальная информация, полученная в соответствии с внутренним законодательством этой стороны, насколько это необходимо для защиты личных данных, согласно гарантий, предусмотренных законодательством этой стороны.

Данная информация в любом случае разглашается только лицам или органам (в частности, судам и административным или контролирующим органам), причастным к оценке, сбору или взиманию налогов, к применению исполнительных мер или уголовного преследования в отношении налогов, к принятию решений в случае обжалования или причастным к осуществлению контроля за указанными выше субъектами. Эта информация может использоваться только лицами или органами, указанными выше, и только для этих целей. Несмотря на вышеупомянутые положения, они могут разглашать ее во время открытого судебного разбирательства или в судебных решениях, касающихся таких налогов (новая редакция статьи 22 Конвенции).

Таким образом, введение такой нормы должно предотвратить раскрытие информации лицам или органам, которые не являются фискальными органами, ответственными за начисление и взыскание налогов и других сборов.

Насколько повышаются риски в связи с получением нашими налоговыми органами информации из-за рубежа?

Как было сказано выше, применение данной Конвенции не получило широкого применения украинскими налоговыми органами для получения налоговой информации из другого государства.

Однако нужно помнить, что налоговые органы все чаще стали делать запросы в фискальные органы других государств относительно правомерности применения в Украине плательщиками налогов освобождения от налогообложения или более низких ставок согласно конвенциям об избежании двойного налогообложения, в которых Украина является стороной.

Как правило, такие запросы касаются подтверждения того или иного статуса иностранного получателя дохода из Украины в стране, резидентом которой он является.

Например, украинские налоговые органы могут подать запрос иностранному финансовому органу с просьбой предоставить информацию или подтвердить, что иностранная компания-получатель дохода является «бенефициарным собственником» такого дохода для целей законодательства этого государства или, например, что такая компания является финансовой институцией и т. п.

В то же время нужно иметь в виду, что участились случаи, когда органы европейских государств раскрывают информацию о бенефициарах компаний в этих юрисдикциях и финансовых операциях этих компаниях по запросу высших правоохранительных структур при расследовании уголовных дел.

Поэтому при работе с иностранными холдинговыми компаниями, а также при осуществлении внешнеэкономической деятельности нужно помнить, что практика применения Конвенции для получения налоговой информации будет развиваться, а соответственно, создавать дополнительные риски для украинского бизнеса, если такие операции действительно приводят к недополучению налогов на такие доходы в Украине.

Валерия Тарасенко, советник Правовой группы «Павленко и Побережнюк»

 

Источник: http://jurliga.ligazakon.ua



Подписывайтесь на наш канал «Бизнес-Рост Деньги+» в Telegram.

140
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...