«Бизнес-Рост» - сопровождение бизнеса,  легальное уменьшение налогов, ликвидация фирм и предприятий.

Адвокатско – Аудиторское Объединение «Бизнес – Рост»

Журнал о бухучете и налогах для практиков №32 (796) Август (IV) 2015

Журнал о бухучете и налогах для практиков №32 (796) Август (IV) 2015

В номере 32 журнала «Бухгалтер»:
НДС-счета: игра КМУ и ГФС с огнем
Трансфертные цены: контроль, сроки, санкции
Улучшение объекта аренды: налоговые последствия
Гарантийные платежи: валютный контроль
Продажа основных средств: если оплата — частями
НДС при ввозе: с договорной цены
Розничный акциз: облагается единым налогом
Налоговые льготы: подробности отчета
Новое в бухучете: НДС-счета и прочее
Неприбыльные организации: микроэнциклопедия
Темархив: Оплата труда (начало)

Чем дольше живем, тем круче хата
Улучшение арендованного объекта: как определить финрезультат
Письмо Государственной фискальной службы Украины от 16.07.2015 г. № 14862/6/99-99-19-02-02-15
Относительно определения финансового результата, связанного с оперативной арендой основных средств

Государственная фискальная служба Украины рассмотрела письмо <...> относительно определения финансового результата, связанного с прочими необоротными активами, и сообщает.
Методологические основы формирования в бухгалтерском учете информации об аренде необоротных активов и ее раскрытие в финансовой отчетности регулируются нормами Положения (стандарта) бухгалтерского учета 14 «Аренда» (далее — П©БУ 14), утвержденного приказом Министерства финансов Украины от 28.07.2000 г. № 181, и Методическими рекомендациями по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденными приказом Министерства финансов Украины от 30.09.2003 г. № 561 (далее — Методические рекомендации № 561).
Расходы арендатора на улучшение объекта операционной аренды (модернизация, модификация, достройка, дооборудование, реконструкция и т. п.), которые приводят к увеличению будущих экономических выгод, которые первоначально ожидались от его использования, отражаются арендатором как капитальные инвестиции в создание (строительство) прочих необоротных материальных активов. Такие расходы зачисляются в состав основных средств как первоначальная стоимость нового объекта подгруппы 2.7 классификации основных средств, приведенной в п. 7 Методических рекомендаций № 561 (абзац второй п. 8 П©БУ 14, п. 21 Методических рекомендаций № 561).
Объект основных средств перестает признаваться активом (списывается с баланса) в случае его выбытия вследствие продажи, ликвидации, бесплатной передачи, недостачи, окончательной порчи или других причин несоответствия критериям признания активом (п. 40 Методических рекомендаций № 561).
Согласно абзацу первому п. 138.1 и абзацу первому п. 138.2 ст. 138 Налогового кодекса Украины (далее — Кодекс) финансовый результат до налогообложения увеличивается, в частности, на сумму начисленной амортизации основных средств или нематериальных активов в соответствии с национальными положениями (стандартами) бухгалтерского учета или международными стандартами финансовой отчетности и соот­ветственно уменьшается на сумму рассчитанной амортизации основных средств или нематериальных активов в соответствии с п. 138.3 ст. 138 Кодекса.
Таким образом, при определении объекта нало­гообложения плательщик налога — арендатор на основании положений абзаца первого п. 138.1 и абзаца первого п. 138.2 ст. 138 Кодекса должен увеличить финансовый результат на сумму амортизации расходов на ремонт/улучшение объектов операционной аренды, определенной в соответствии с национальными положениями (стандартами) бухгалтерского учета, и уменьшить финансовый результат на сумму амортизации расходов на ремонт/улучшение объектов операционной аренды, определенной с учетом положений ст. 138 Кодекса.
Председатель ГФСУ Р. Насиров

От редакции
В комментируемом письме налоговики подчеркнули, что расходы арендатора на улучшение объекта операционной аренды (модернизация и т. п.) отражаются арендатором как капитальные инвестиции в создание (строительство) прочих необоротных материальных активов. Напомним, что для их отражения используется субсчет 117 «Прочие необоротные материальные активы».
В бухгалтерском учете расходы на улучшение объекта аренды амортизируют в течение срока полезного использования. По нашему мнению, логичным представляется его привязка к сроку договора аренды. Пункт 27 П©БУ 7 «Основные средства» ограничивает начисление амортизации прочих необоротных материальных активов только двумя методами: прямолинейным и производственным. Напомним, что начисление амортизации на стоимость осуществленных улучшений начинается с месяца, следующего за месяцем их проведения.
Авторы письма также отметили, что при определении объекта обложения налогом на прибыль арендатор должен увеличить финансовый результат на сумму «бухгалтерской» амортизации расходов на ремонт/улучшение объектов операционной аренды и уменьшить финансовый результат на сумму «налоговой» амортизации таких расходов.
Напомним, что вышеупомянутые корректировки распространяются не на всех. Предприятия, у которых годовой доход не превышает 20 млн грн, могут принять решение о неприменении корректировок.
Подробнее о ремонтах и улучшениях ОС по-новому — см. в «Бухгалтере» № 19’2015 на с. 33–34.


Всё, что заплатил гарант, контролирует Нацбанк
Гарантийные платежи  также подпадают под валютный контроль

Письмо Государственной фискальной службы Украины от 06.01.2015 г. № 191/6/99-99-22-05-02-15
Относительно распространения валютного контроля на гарантийный платеж
Государственная фискальная служба Украины в пределах компетенции рассмотрела письмо <...> относительно распространения валютного контроля на гарантийный платеж и сообщает.
Порядок осуществления расчетов, в том числе по импортным операциям, регулируется Законом Украины «О порядке осуществления расчетов в иностранной валюте» (далее — Закон).
Так, в соответствии со статьей 2 Закона импортные операции резидентов, которые осуществляются на условиях отсрочки поставки, в случае если такая отсрочка превышает 180 календарных дней с момента осуществления авансового платежа или выставления векселя в пользу поставщика импортируемой продукции (работ, услуг), требуют заключения центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере экономического развития.
Национальный банк Украины имеет право вводить сроком до шести месяцев иные сроки расчетов, нежели определенные частью первой статьи 2.
Нарушение резидентами, кроме субъектов хозяйствования, осуществляющих деятельность на территории проведения антитеррористической операции на период ее проведения, сроков, предусмотренных статьями 1 и 2 Закона или установленных Национальным банком Украины в соответствии со статьями 1 и 2 Закона, влечет ответственность, предусмотренную статьей 4 Закона.
В соответствии со статьей 6 Закона Украины «О внешнеэкономической деятельности» внешнеэкономический договор (контракт) — это материально оформленное соглашение двух или более субъектов внешнеэкономической деятельности и их иностранных контрагентов, направленное на установление, изме­нение или прекращение их взаимных прав и обязанностей во внешнеэкономической деятельности.
Условия, которые должны быть предусмотрены в договоре (контракте), определены в Положении о форме внешнеэкономических договоров (контрактов), утвержденном приказом Министерства экономики и по вопросам европейской интеграции Украины от 06.09.2001 № 201.
В соответствии с данным Положением в разделе «Условия платежей» определяются валюта платежа, способ, порядок и сроки финансовых расчетов, условия банковского перевода, а именно: до (авансовый платеж) и/или после отгрузки товара.
То есть любые платежи, которые осуществляются в адрес нерезидента до момента отгрузки товара поку­пателю-резиденту, считаются авансовыми и на них будут распространяться нормы Закона.
В то же время, учитывая то, что в соответствии со статьей 13 Декрета Кабинета Министров Украины «О системе валютного регулирования и валютного контроля» Национальный банк Украины является главным органом валютного контроля, предлагаем с поднятым вопросом также обратиться в Национальный банк Украины.
И. о. Председателя ГФСУ А. Макаренко

От редакции
Кстати, позиция налоговиков по поводу определения функции гарантийного платежа, изложенная в письме от 04.09.2014 г. № 2890/6/99-99-19-03-02-15 (см. извлечение из него в «Бухгалтере» № 47’2014 на с. 20–21), была не столь однозначной.
Напомним, что в нем налоговики разъяснили, в каких случаях операции, связанные с получением и зачислением гарантийных платежей (взносов) в соответствии с договором аренды, необходимо облагать НДС. Кроме возможности гарантийного платежа быть авансом (и, соответственно, увеличивать базу обложения НДС) он может выполнять исключительно функцию способа обеспечения исполнения обязательства и подлежит возврату в конце срока действия договора. В этом случае сумма гарантийных платежей не увеличивает базу налогообложения у арендатора.
Теперь же, судя по содержанию письма, специалисты ГФСУ не сомневаются: любые платежи (в том числе гарантийные), которые осуществляются в адрес нерезидента до отгрузки товара поку­пателю-резиденту, считаются авансовыми, и на них распространяются штрафные нормы Закона от 23.09.94 г. № 185/94-ВР «О порядке осуществления расчетов в иностранной валюте» (далее — Закон № 185).
Напомним, что расчеты по операциям по экспорту и импорту товаров, предусмотренные в ст. 1 и 2 Закона № 185, осуществляются в срок, не превышающий 90 календарных дней (п. 1 постановления Правления НБУ от 03.06.2015 г. № 354 — см. «Бухгалтер» № 22’2015, с. 13).
О нововведениях в правилах осуществления предоплаты в импортных операциях — см. также постановление НБУ от 23.02.2015 г. № 124 в «Бухгалтере» № 9’2015 на с. 16–17.


Как запутать ЮРЕНа
Уплата земельного налога плательщиками единого налога третьей группы: когда

Освобождаются ли юридические лица — плательщики единого налога третьей группы от уплаты налога на имущество (в части земельного налога)?
Перечень налогов и сборов, от обязанности начисления, уплаты и представления налоговой отчетности по которым освобождаются плательщики единого налога, приведен в п. 297.1 ст. 297 Налогового кодекса. В частности, юридические лица — плательщики единого налога третьей группы не являются плательщиками налога на имущество (в части земельного налога), но при условии, что земельные участки используются для осуществления хозяйственной деятельности.
Рассмотрим подробнее вопрос относительно плательщиков земельного налога и, в частности, у каких субъектов хозяйствования возникает обязанность уплачивать именно земельный налог.
Как указано в ст. 269 Налогового кодекса, плательщиками земельного налога являются собственники земельных участков и постоянные пользователи. То есть субъекты хозяйствования являются плательщиками земельного налога в случае, если имеют земельные участки в собственности или в постоянном пользовании.
В соответствии с п. 291.4 ст. 291 данного Кодекса применять упрощенную систему налогообложения и быть плательщиками третьей группы имеют право субъекты хозяйствования любой организационно-правовой формы. В то же время права постоянного пользования земельным участком из земель государственной и коммунальной собственности согласно ст. 92 Земельного кодекса получают, в частности, предприятия, учреждения и организации, относящиеся к государственной и коммунальной собственности.
Кроме того, п/п. 291.5.5 ст. 291.5 ст. 291 Налогового кодекса указано: не могут быть плательщиками единого налога первой — третьей групп субъекты хозяйствования, в уставном капитале которых совокупность долей, принадлежащих юридическим лицам, не являющимся плательщиками единого налога, равна или превышает 25%.
Пунктом 287.1 ст. 287 данного Кодекса установлено, что собственники земли и землепользователи уплачивают плату за землю со дня возникновения права собственности или права пользования земельным участком.
Таким образом, у субъектов хозяйствования, избравших упрощенную систему налогообложения, обязанность уплачивать земельный налог или право на освобождение от его уплаты наступает со дня возникновения права собственности на земельный участок.
Следует напомнить, что право пользования земельным участком может возникать также на условиях аренды. При этом освобождение от уплаты арендной платы действующим законодательством не предусмотрено.
Материал подготовлен А. Чернишевой, обозревателем «Вестника», при содействии: И. Литвин, заместителя начальника Управления местных налогов и сборов — начальника отдела платы за землю с юридических лиц и местных налогов и сборов Департамента налогообложения юридических лиц Государственной фискальной службы Украины, и Департамента коммуникаций «Вестник. Право знать все о налогах и сборах» № 29–30/2015

От редакции
Странный ответ. Сначала контролеры говорят, что ЮРЕНы 3-й группы не являются плательщиками земналога при условии использования земучастка в своей хоздеятельности (п. 297.1 НКУ). И это правильно.
А дальнейшие рассуждения по поводу того, с какого момента у ЮРЕНов возникает обязанность по уплате земналога или право на освобождение, на наш взгляд, ни к чему. Это общее условие для всех субъектов хозяйствования. А у ЮРЕНа есть свое — частное условие — (не)использование земучастка в хоздеятельности. И не нужно запутывать!
Кстати, по мнению этих же консультантов, при передаче помещения в аренду ЮРЕН является плательщиком земналога (см. «Бухгалтер» № 8’2015, с. 24–25), с чем мы, разумеется, не согласны (см. там же, на с. 25). Причем в данной консультации, в отличие от рассматриваемой, ЮРЕН может быть как собственником земучастка, так и постоянным землепользователем…



Подписывайтесь на наш канал «Бизнес-Рост Деньги+» в Telegram.

196
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...